Геннадий КАЗАКЕВИЧ ©

эпикурейское




 

ЗвукИ

просто недавние стихи


* * *

C утра стучит в висках. Знакомы эти фуги,
Как занавески тень на краешке стола.
Предутренние сны и утренние звуки
Цепями кандалов слагаются в слова.

Не спрашивай меня, откуда что взялось.
Рождаются стихи не от избытка сил.
Причина их давно - в цикличности полос,
То белых, то черней всех мыслимых чернил.

 

* * *

"Вначале было Cлово..."
(Иоан. 1:1)

Когда устанут солнце и луна,
Остынут звезды и настанет вечный
Бесцветный и беззвучный зимний вечер,
Когда весна не сменит холода,

Не потекут ручьи со склонов горных,
Не встанут звери из своих берлог,
Не выйдут дети утром за порог,
Не станет слышно птичьих песен вольных,

Последний Бах в последней партитуре
Расставит ноты под легато арки
И не начнет с ключа кантаты новой,

Сонет придет последний для Лауры
В последний раз последнему Петрарке, -
Угаснет жизнь. Останется лишь Cлово.

 

* * *

Я верил, как и все, что много лет в запасе.
Скорей бы отпускали по вечерам в кино.
Скорей бы аттестат, любовь и радость страсти.
Скорее бы вино, коньяк, а не ситро...

И вот уж одноклассницы все замужем давно.
И вот уже я дед, и сед, и бородат.
И вот уже мой век снимают как ретро.
И вот проходит жизнь, и нет пути назад.

Теперь жалею я, что не имею власти
Остаться хоть на год в предшествующем классе.

 

Здесь снова ветер и дожди...

Здесь снова ветер и дожди.
Здесь скоро снег, метель и санки,
Сверкающей лыжни приманка,
И шеи спрячутся в шарфы.

А там - весеннее цветенье,
И ожидание поры,
Когда все гибнет от жары, -
Не сохнет лишь к тебе влеченье.

 

Таллинн сентябрьский...

Таллинн сентябрьский туманных рассветов
И увядающей зелени лета,

Рыжий, в веснушках, с от солнца прищуром,
В чепчике белом с подбивкой ажурной,

В сером костюме и в красном кафтане,
Баха бренчащий на старой гитаре,

Таллинн эстонский и с русским акцентом,
Таллинн друзей на других континентах,

Звона к обедне на улице Вене,
Звуков органа, тимпан и свирели,

Кофе со сливками, сдобных пирожных,
Шпилей соборных, на копья похожих.

Таллинн ганзейский и европейский,
Старый и новый, послесоветский,

Бывший рублевый, теперь евро-кронный,
Ладово-волгный и опеле-фордный,

Скромно одетый и модно-фасонный.
Выживший Таллинн. Таллинн свободный.

 

Эпикурейское

По направлению навстречу
Движенью перелетных птиц
Махнуть в Венецию в сочельник
И в нарушение границ

Между сезонами на карте,
Назло рождественской жаре
По площади Святого Марка
Пройтись в малиновом кашне,

Поймать гондолу у причала,
Проплыть с букетом роз в руке,
Вдоль набережной Гранд Канала,

И, сговорившись о цене,
Чтоб в окна мне волна плескала,
Снять номер в первом этаже...

 

Белый ангел

Памяти Андрея Маршева

Мне везет. С белым ангелом был я недавно знаком.
Ангел был благороден, талантлив, высок и улыбчив…
Прятал крылья в смущении под деловым пиджаком -
Соблюдают и ангелы глупые рамки приличий.

Не имея ни к лести, ни к мести безвкусной привычки,
Отвечал он добром на добро, удивленьем - на зло.
Отпирались любовью сердца просто так, без отмычки,
Что у ангелов белых наверное заведено.

Но не принято долго у них на земле оставаться.
Было в сферах других много разных у ангела дел.
Набросал нам стихов - за себя полномочных посланцев,
Снял пиджак свой и, крылья расправив, взлетел.

 
 

ОтзвукИ

то, что называют "гражданской" лирикой


Бросив Русь...

"Мне голос был..."
(Анна Ахматова)

Бросив Русь, поселившись на время в раю, -
Я другого такого не видывал рая, -
Ностальгических песен я в нем не пою.

Не бывал я давно в бледнолицем краю,
Но случается - мимо границ проезжаю,
Бросив Русь, поселившись на время в раю.

А тогда еще больше свободу ценю,
Вспоминая ярмо приказного раба я,
И поэтому новым князьям не пою.

Как же жаль, что и верные прежде царю
О свободе отечества снова мечтают,
Бросив Русь, поселившись на время в раю.

Как прохлада лесная мила сентябрю
На Руси и в просторах заморского края,
Вместо оды и гимна я лучше спою.

Но проверив засечку по календарю,
Слов не знав никогда и мотивoв не зная,
Бросив все, поселившись навечно в раю,
Ностальгических песен я не пропою.

 

Две Москвы

Два города,
           Две Москвы
В памяти есть у меня:
Одна - автобуса
По носу давшие
            двери;
Другая - друзья
На кухне моей
           допоздна,
Вино в стаканах
И дети давно
           в постели.

 

* * *

Познав криволинейность одновластья
И призрачность на цезаре одежд,
Прямейшую найти дорогу к счастью
Мы так и не оставили надежд.

Но вестью о заказанном убийстве,
За завтраком, из утренних газет,
И диктора с экрана лицедейством -
Опричника в пенсне звучит ответ.

 

Почему я монархист

Я ненавижу выборную власть,
Когда вновь испеченный президент
Cтaрается "навластвоваться всласть"
За несколько недолгих власти лет,
Чтоб по числу сражений и побед
Была в истории заметна роль,
Чтоб на военных кладбищах остался след
И чтоб завидовал любой простой король.

 
 

РитмЫ

здесь собраны вместе эксперименты с метрическими твердыми формами, малоизвестными в русской поэзии.


"Трубадурское"
сестина

Сестина - твердая форма белых стихов, ведущая начало от французского поэта-трубадура XII века Арно Даниэля (Arnaut Daniel). Сестина состоит из тридцати девяти строк - шести шестистиший и трехстишия. В конце строк шестистиший, по правилу 123456 612345 ... 234561, циклически повторяются одни и те же шесть слов. Все шесть слов снова появляются в заключительном трехстишии.

Поверив, что она необходима -
Мерцать на землю чуть заметным светом,
Идущему светить по направленью
Через ночную тьму к своей любимой,
Выходит на подмостки небосвода
Далекая прекрасная звезда.

Но то же делают другие звезды
И верят, что они необходимы,
И что без их мерцающего света
Идущему не видно направленья
Во тьме ночной к заждавшейся любимой
Под куполом ночного небосвода.

И вот поэтому на сфере небосвода
С заката до восхода спорят звезды,
Которая из них необходимей,
Кто больше помогает звездным светом
Идущим не сбиваться с направленья
К теряющим терпение любимым.

Что до сидящей у окна любимой,
Не слышен ею спор на небосводе,
И кажется, что все на свете звезды
Сегодня ночью ей необходимы,
Чтоб дать идущему как можно больше света,
Чтоб он не перепутал направленье...

Но звездный путь меняет направленье,
И исчезает свет звезды любимой
В падении - от склок на небосводе,
Где продолжают спор другие звезды
О том, как все они необходимы,
И что останется без их ночного света...

Своей звезды не видя больше света,
Идущий не находит направленья
К напрасно ожидающей любимой.
Напрасен свет светил на небосводе -
Другим другие в небе светят звезды,
Другим, а не ему необходимы.

А мне не так необходимы звезды -
К любимой и под темным небосводом
Без света их найду я направленье.

 

Физическое...
сестина

Все в мире силы физике известны.
Под властью их движение объекта
Из пункта А в пункт В. Линейно время.
Трехмерное евклидово пространство
Вмещает все. И не имеет смысла
Противодействие в контакт вступивших тел.

Но если сила действует на тело, -
Еще со Ньютона теория известна, -
Нет в мире материального объекта,
Готового борьбу прервать на время
За свой кусок трехмерного пространства,
Поняв, что нет в сопротивленьи смысла.

А в примененьи силы мало смысла,
И к самому податливому телу,
Поскольку результат давно известен:
Не могут силы вытеснять объекты, -
Пока сомнений нет - линейно время, -
За рамки бесконечного пространства.

Нет пользы от движения в пространстве.
Не много больше и в покое смысла
Инертного статического тела -
И этот результат давно известен -
Случаен выбор силами объектов,
Непродолжительно покоя время.

Поэтому приходится все время
Без продыха барахтаться в пространстве,
Не думая о тайном жизни смысле,
О бренности физического тела
И о его конце давно известном -
Под камнем стать положенным объектом.

Достойны изучения объекты,
Живущие назначенное время
В бездушной бесконечности пространства,
Ни йоты не желая знать о смысле,
Их появленья в оболочке тела,
И о конце доподлинно известном...

Мне лишь один смысл бытия известен -
Пространство около любви объекта
И свежесть тела в утреннее время.

 

* * *
вилланель

Возникновение вилланели как твердой поэтической формы связывается с именем французского поэта XVI века Жана Пассера (Jean Passerat). В отличие от сонета, вилланель практически неизвестна в русском стихосложении. Вилланель встречается в английской литературе XVIII- XIX веков и возродилась в XX веке в творчестве таких поэтов-модернистов, как Уистан Оден и Элизабет Бишоп.

Вилланель состоит из девятнадцати строк - пяти трехстрочных строф и последней строфы-четверостишья. Первая и третья строка первой строфы по очереди повторяются в последних строках последующих строф и появляются вместе в последних двух строках стихотворения. Все средние строки трехстиший рифмуются между собой. Повторяющиеся строки могут немного меняться от строфы к строфе, как это сделано в моем упражнении.

Что нужно знать, чтобы писать вилланели?
В сколько слогов умещается слово любви?
Новые песни сегодня поют менестрели.

Как уместить в стихотворный размер птичьи трели?
Есть ли какой-нибудь ритм в завываньи пурги?
Что нужно слышать, чтобы писать вилланели?

Чудятся в ветра ворчании стопы хорея.
Ямбом стекают по крыше ночные дожди.
Звуки другие волнуют теперь менестрелей.

Краски восхода нежней бирюзы акварели.
День угасает пастелью вечерней зари.
Что нужно видеть, чтобы писать вилланели?

Пахнет поэзией хвоя у сосен и елей
И повышает процент вдохновенья в крови.
Запахи эти теперь не нужны менестрелям.

Осенью листья в саду, как всегда, облетели,
Раньше зимой зажигают ночные огни,
Снова весна - повторение строк вилланели...
В моде другие сравнения у менестрелей.

 

Временно...
пантун

Пантун (pantun, pantoum) - прижившаяся в европейской поэзии малайская форма четверостиший. Пантун может состоять из произвольного числа рифмованных строф с рифмами abab. Важна последовательность строк - "четыре шага вперед, два шага назад" - 1234 2546 5768 ... abcd eafc. Стихотворение должно начинаться и кончаться одной и той же строкой.

В моем зеркале временно
Отражается вечность -
Горсть земли на мгновение
Поднялась на поверхность.

Отражается вечность
И в глазах у дельфина -
Поднялась на поверхность
Океана пучина.
Но в глазах у дельфина
Нет сомнений и сплина;
В океана пучине
Глупость - грусть без причины.

Все сомненья и сплины,
Все благие намеренья,
Глупость, грусть без причины -
В моем зеркале временно.

 
 

АритмиЯ

неритмические стихи


Ретро

черно-белые кадры кино
по телевизору с линзой

сосед в полосатой пижаме
и соседка в xалате с павлином

волга-волга, орлова
после фильма - до ночи лото

за стеклом пирамида сервиза
для гостей достают
и пыль вытирают с него

на стене - репродуктор
левитан и частушек реприза

мальчик в круглыx очкаx -
перешитое мамой пальто
и мышиная серость штанов -

догоняет трамвай
нашпигованный плотно телами

в нем зловоние перегара
и на дамаx дешевыx дуxов

ожидание бани
и смены трусов и носков...

аксиома - насилие
норма - предательство
теорема - добро
если нужно кому-то
ее доказательство...

и еще много лет
до пересмотра основ

 

Финляндия (Памятник Сибелиусу)

Тянутся в небо
Вековыми стволами
Трубы органа

 

* * *

может сравниться
с горечью шоколада
сладость твоих губ...

 

Последнее хокку

написано все
слов почти не осталось
угасла свеча

 
 

ОтражениЯ

отражения - стихи, сложившиеся вместо переводов
или просто во время чтения-слушания


Где кончается невинность?..

"Where does innocence end and grief begin?"
(Jeff Guess)

Где кончается невинность,
Там начало всех печалей...
Знать хотелось бы пораньше
Тот момент, когда фортуны,
Наконец, замкнется круг.
Вовремя остановиться,
Веря, что последний номер
Был последним в жизни счастьем,
И не ставить новых ставок,
И не продолжать игру.
С благородством и смиреньем
Наблюдать со стороны
Круга вечное вращенье
По веленью Гончара...

Прекратить Гончар не может
Производственный процесс,
И на круг кидает глину,
И под влажными руками
Постепенно вырастает
Жизни будущей сосуд.
И еще до украшенья
Росписью цветной глазури
И до укрепленья глины
Неизбежностью печи
Плод гончарного искусства
Задает судьбе вопросы:
Где кончается невинность?
Где начало всех печалей?

 

Монах

"Три стези заблуждений приводят к трем благодатям"
(Акутагава Рюноске, "Беседа с Богом Странствий")

Строго блюсти заповеди - Слово, Деяние, Мысль,
не нарушать ни одного из пяти запретов,
перечитывать вслух Сутру Лотоса каждую ночь,
освещая свитки тусклым лампады светом,

чтобы голосу сладкому внимали Брахма и Индра,
и все прочие будды и бодхисатвы,
чтобы стать однажды одним из множества тех,
которых нельзя и счесть - столько же в мире их,
сколько песчинок в море выносится водами Ганга,

чтобы сделаться всадником, как Самантабхабра,
восседая на белом слоне у Будды по левую руку,
чтобы с Буддою слиться в вечной нирване,

или постигнув премудрость священной науки,
точно зная - нирвана - круговорот рождений и смерти,
постигая блаженство в страданьях и заблужденьях,

предпочесть блеск желанья в глазах у любимой свету лампады
и вместо Лотоса Сутры читать Кама Сутру...

Сутра Лотоса - книга священного буддистского канона.
Три Заповеди и Пять Запретов - основные принципы буддистской этики.
Брахма - Высшее Божество, Создатель в брахмаизме и индуизме.
Индра - одно из высших божеств в ведической редигии.
Бодхисатва - святой пророк в буддизме.
Самантабхабра - один из великих бодхисатв. Изображается на белом слоне по правую руку у Будды.


 

В духе Ницше

"Погляди на стадо, пасущееся возле тебя..."
(Фридрих Ницще, "О пользе и вреде истории для жизни").

Вот стадо на лугу. А вот трава,
подросшая, чтоб стать скотине кормом.
Скотина счастлива. Забыто, что вчера
все также было. Хорошо - сегодня!

А вот пастух. Перед скотиной он
гордится тем, что выше интеллектом,
способностями думать наделён
и помнить жизни прошлые моменты.

Но завистью пылает он в душе
к счастливому беспамятству скотины,
пасущейся на матушке-земле,
не думая о бытия причине,

не ведая пресыщенности, боли
и неизбежности последней доли.

 

Да!

"Some say Good morning
Some say God bless
Some say Possibly
Some say Yes."

(Muriel Rukeyser)

Одни говорят "с добрым утром!",
           другие - "как Ваши дела?"...
Одни говорят "невозможно",
           и только немногие - "да".

Одни мечтам отдаются,
           прикрыв от правды глаза.
Другие не ждут сюрпризов,
           однажды ответив "да!".

Одних страшит неудача
           попыток достать до дна.
Другие, ныряя в омут,
           на выдохе шепчут "да!"

Одни обещают подумать,
           другие кричат "никогда!".
Но как приятно и глупо
           ответить коротким "да".

 

Конга

Ой, мама, мама,
           Горит Сантьяго!
Ой, мама, мама,
           Горит Гавана!

Ой, мама, мама,
           пожар так сладок,
Огонь пронзает
           от глаз до пяток.

Ой, мама, мама,
           тушить не надо -
Здесь не поможет
           вода из шланга.

Ой, мама, мама,
           душа в ожогах,
На сердце рана,
           и пламя в порах.

Ой, мама, мама,
           сгореть позвольте -
Пылает в горле,
           огонь - в аорте.

Ой, мама, мама,
           горят тимпаны,
Дымятся ноты,
           в огне - гитара.

Ой, мама, мама,
           протуберанцы -
В ударах конги
           и в пульсе танца...

Навеяно песенными импровизациями Ибрагима Феррера (Bueno Vistа Social Club).

Конга - ударный инструмент и двухдольный танцевальный ритм в кубинской музыке.


 

Разговор экономиста с поэтом

"Is poetry a good or a service"
(David Kirkby, Australia)

- Стихи это товар или услуга, -
Спросил во мне поэт экономиста-друга.

- Хорошие стихи, конечно вещь, но
Их ценность очень редко вечна.

И даже если в мире нет им равных,
Нельзя считать их стоимость товарной.

Читая при свечах стихи подруге,
Мы создаем бесплатные услуги.

И даже если строчки удаются,
Они довольно редко продаются.

Но если автор в тень уйти пытается,
И издаваться вовсе не старается,

А строит из себя беднягу-стоика,
То это - теневая экономика.

 

Эпитафия

"Get of the grass"
(Питер Устинов)

Я обязательно когда-нибудь умру.
Вы думать будете, что написать на камне.
Пусть станет мне навечно поминаньем:
"Утри глаза и не топчи траву".

 


Электрогенераторы для дома. Ремонт электрогенераторов. Электро-генераторы регионы. 1 . Полиграфия: создание визиток, печать рекламных визиток, другая полиграфия . продажа hyundai i30 Спб . Быстрый ремонт электронных книг в москве тексет в Москве.
Hosted by uCoz