назад к оглавлению

Анатолий ЯКОВЛЕВ (c)

устроитель сайта

Мысль, Обезоруженная Рифмами

по поводу подборок стихотворений
"И создан мир для нас не нами..." Жанны Волошиной
и "Грани жизни" Камиллы Крымской

           Известно: не бывает "женских" стихов, как не бывает и "мужских". Бывает просто Поэзия. Поэтому та же Цветаева, к примеру, для нас - поэт, а не "поэтесса" (уютное словцо, ассоциирующееся почему-то с бурно и бесполезно - если только, не "красоты" во имя) цветущей геранью на бюргерском подоконнике, со всех их немецкими "три К".

           Но стихи наших авторов - именно поэзия... женская. "Удельные княжества" литературы, частоколами и рвами отделённые от потопов, ураганов и прочей стихии Поэзии "большой".

           Считается, поэт говорит всему миру. Наши авторы предпочитают беседовать с собой. Это не плохо - все мы, как водится, глины одного замеса. И наше "внутреннее ухо" всегда готово откликнуться на чужой "SOS". А сердце -сопоставить чужие беды-радости со своим, глубинным.

           Только вот вопросы авторы задают всё больше риторические, и потому - сами по себе - ответы:

            И создан мир для нас не нами... (Ж.Волошина)

            Да, говорят, бывает ложь свята... (Ж.Волошина)

            Потому, что я - твой, ты - моя... (Ж.Волошина)

            Ты - однодневка, бабочка моя. (Ж.Волошина)

            Зачем встречаются люди
            На этой огромной земле
(К.Крымская)

            Мы разные такие,
            Как небо и земля.
(К.Крымская)

           Авторы будто сознательно "клишируют" своё "поэтическое зрение".

           Что это? Боязнь искренности, без которой поэзия мертва по определению?.. Вспоминается есениское: "быть поэтом, это значит то же, то и правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души..."
           Я не о многочисленных опытах "поэтического" психоанализа - стихах, выплёскивающихся по принципу "излечи себя сам". Впрочем, подобным автором такая форма сублимации иногда помогает. Жаль, что кроме самих авторов она никому не интересна, за исключением любителей порыться в чужом белье.

           Впрочем, к нашим авторам - Волошиной и Крымской, это ни в коей мере не относится.

           Волошина много говорит о себе - и не говорит... почти ничего.

            Прошу, замри, не говори, не лги,
            Не отравляй ты тишину словами.
            Твои слова не могут нам помочь,
            Ведь в них нет правды, только ложь.
(Ж.Волошина)

           "Не говори" - что? "Не лги" - о чём? Намёки, намёки... А ведь чувствуется, что за процитированными строчками стоит что-то больное, и, возможно, главное для автора - и хочется приоткрыть дверцу его внутреннего мира - возможно, сделать счастливое открытие Личности, - но он, этот мир, наглухо заколочен литературными штампами и "пробросами" смысла.

            Сгорели крылышки, осыпалась пыльца,
            Не видно юного, прекрасного лица.
            Ты все узнала, все круги прошла,
            Но никому такая не нужна.
(Ж.Волошина)

           Волошина даже в самых определённых своих стихах прячется под маской аллегории - бабочки, например... Более того - под маской лирического героя - мужчины! Сорвите же маски - маскарад бывает забавен - но читатель рискует так и не узреть вашего подлинного поэтического лица. Читатель вздрагивает, лишь когда ему смотрят глаза - в глаза.
           Ведь внутренний мир того же Есенина, к примеру, узнаёшь по стихам гораздо ближе, чем по многотомным "воспоминаниям современников"

           В противовес цитатам из Волошиной нельзя не остановиться на строчках Крымской:

            И мы ведь с тобой неслучайно
            Касаясь, друг друга рукой
            Забудем сегодня нечаянно
            Забудем о жизни другой.
(К.Крымская)

           или:

            Как хочется стать снегом
            И лечь к твоим ногам.
            Растаять на ладошке
            И грустно целовать,
            Но все к тебе дорожки
            Заснежены опять.
(К.Крымская)

           или - несколько "несделанное", но такое звонко-женское:

            Хочу я поклонения
            Улыбку не тая
            Я выше сновиденья
            Я яркая звезда.
(К.Крымская)

           или вот это многомерное, "перпендикулярное", афористичное:

            Я песнь о храбрости пою
            Вкушая горечь славы...
(К.Крымская)

           Это уже почти поэзия, открытая всем ветрам значений и смыслов - и в то же время искренне-авторская. Автор ещё только "нащупывает" "грани жизни", но уже открывает их в себе...

           И тут же - утомительные рифмованные констатации состояния природы, почти климатические сводки, напрочь лишённые образности и "угла" авторского зрения:

            В чернеющее небо
            К далеким берегам
(К.Крымская)

           Красиво? Возможно. Но простоватой красотой позапрошлого века.

           Говорить же о "поэтической технике", заниматься, что называется "ловлей тараканов" мы не станем. Потому что, по меньшей мере это неинтересно (как неинтересна прогулка по весеннему полю, ещё не оперившемуся цветами) - да, и не этично это по отношению к покуда лишь ищущим себя авторам. Иногда приходится быть джентльменом, чтобы неумным и неуместным "стёбом" не погубить нежные ещё ростки.
           Авторам просто нужно сделать капитальную уборку своих "удельных книжеств" лирики, для которой средствами, надежнее всякого "Комет" и иже с ним могут стать поэтическая антология, обогащённая, но не отягощённая теоретическим материалом - увлекательное чтиво для начинающего поэта, полное примеров и открытий, а именно: "Мысль, вооружённая рифмами" Холшевникова; "Русская рифма" Самойлова - и тому подобная "душеспасительная" литература.

           Авторы ещё не поэты. Они - стихотворцы. Но это сложносочинённое слово включает в себя главное: Творчество!


назад к оглавлению

Брошь в подарок? Выбирайте ювелирные изделия (серьги) http://magicgold.ru и драгоценные камни. . выездное обслуживание
Hosted by uCoz