назад к оглавлению

Анатолий ЯКОВЛЕВ (c)

устроитель сайта

НЕМНОГО ОБ "ОКРЫЛЁННОСТИ"

о стихах Ольги Валенчиц
(по сборнику "Словом о Слове").

           Ольга Валенчиц, поэт и музыкант из Тольятти, обожает Бродского. В наше время - это почти диагноз, а то и, говоря медицинским языком, "прогноз". Бродский вскультивировал в русской поэзии скажем так, "эмпирическое" начало - в обоих его греческих значениях: empiros - обретающуюся на высотах, где живому человеку, подчас, уже не хватает дыхания; и empeiria - интуитивно-чувственно исследующую предметный мир "геополитического" ХХI-го века. (вспомним его опыт кружения мысли вокруг безличной мухи, о котором довольно остроумно в своей "Гидропонной поэзии" высказался Лев Куклин) - и Бродский, разделив бесконечность на ноль, стал поэтом мира. Но "мировая" поэзия слишком "крылата", слишком поднебесно-недоступна для читателя; она захлёбывается, упивается свободой, сердцебиением дактилей, аритмией верлибров - зачастую выдавая вместо живых эмоций - холоднокровные конструкции "постмодерна", апеллируя к "общечеловеческому" - и ни к чему сразу. "Большое видится на расстоянии" - но только целеустремленным оком.

           Русская же поэзия, в её спасительном общении человека с миром людей, природы, Богов - "литургична", потому что растёт из слов, корни которых - во вполне определённом языке нации, сиречь, её традиции. Русская традиционная поэзия - она уходит, к сожалению, всё больше в "любительщину", но - это форма, очерченная и окрашенная самим содержанием; это всегда - смысл, полновесный, как наш исторический опыт; она верит, что "В начале было Слово...". Русская поэзия плотна, она не умеет "безбашенно" распадаться на атомы белого стиха (вспоминается ремесленно-пародийный "верлибр" К.Симонова)...

           Стихотворения же Валенчиц - естественные и мелодичные (не тому ли причиной музыкальное образование автора?) существуют на тонкой грани поэзий 20-го - 21-го веков, балансируя на грани пресловутого "эмпирического" и "литургического" - и этим замечательны и актуальны. Возможно, подсознательная, инстинктивная "сверхзадача" Ольги "нащупать" и показать их синтез - тяжёлое, подчас, болезненное, неадекватное - но, тем не менее, их взаимопроникновение - зарождение русской поэзии, ладящей с "космополитическими" исканиями формы - литургическую поэзию, окрылённую современным формальным инструментарием.

           От Бродского Ольга взяла только крылья - не для того, чтобы стать небожителем. Её стихи существуют на той высоте, на которой дышится и живётся человеку - обычному человеку с его проблемами, горестями, любовями. Но и человеку - заглядывающему иногда в звёздное небо, чтобы сверить свой земной бег с ходом галактических часов. Ольга не умелец исчерпывающих "поэтических формул"; но она зачастую афористична, как бывает иронично-афористична внутренняя, изломанная жизнь нашего современника. Магические "основы мироздания" Ольга пытается отыскать в себе - но Вселенная не вращается вокруг неё. Валенчиц сама бьётся бабочкой в паутине маленьких-больших открытий, находок, предметов, значений. Поэзия Ольги Валенчиц - это едва ли не экстремальный набор этюдов о себе и мире - иногда нарочито отстранённых, иногда - до боли кричащих. И тогда верится, что перебои ритма её стиха - перебои её сердца, а интонационный взлёт, вдруг по-осеннему опадающий паузой - её полушёпот...

           Ольга Валенчиц - искренний поэт. И потому её творчество знакомит читателя прежде всего - с самим собой.


назад к оглавлению

Hosted by uCoz