назад к оглавлению

Ольга ВАЛЕНЧИЦ ©

АВТОПОРТРЕТ, “ЗАЛЯПАННЫЙ ТЬМОЮ, КАК ЧЕРНОВИК”

о подборке стихотворений "Колесо неуспеха"
Николая Якимчука

Поэзия, конечно, не жизнь в прямом смысле этого слова. Может быть, более жизни?

И потому бежит черновиков? “Стихотворение – это то, что не нуждается в правке” - хрестоматийный постулат. Не воспринимайте мои слова буквально! Контрольная, ату черновики! Я леплю строку на клавиатуре компьютера, вы разрываете бумагу до дыр – да, тысячу раз да, но в результате имеет смелость появиться нечто, править которое – резать жизнь.

При чтении текстов Николая Якимчука возникает болезненное чувство неудовлетворённости: ТАЛАНТЛИВЫЙ! ЧЕРНОВИК!

В какой мере “Я” стихотворений соответствует “Я” автора?

Припоминаю насмешливое Саши Чёрного:

Когда поэт, описывая даму,
Начнёт: “Я шла по улице. В бока впился корсет”,
Здесь “я” не понимай, конечно, прямо –
Что, мол, под дамою скрывается поэт”.

Тем не менее наши тексты – и кто поспорит с этим! – являются автопортретом нашего мышления. И даже прямая речь героев в текстах проходит через призму авторского склада ума; избавиться от него вовсе – всё равно что удержать воду в воздухе.

Поэтому возьму на себя въедливую смелость (впрочем, ни в коем случае, ни вредность, ибо по большому счёту симпатизирую автору разбираемых мною строк – в противном случае не стала бы тратить время) – воссоздать АВТОПОРТРЕТ Николая Якимчука по его образам и способам их организации.

Я был этим летом любовью последнею ранен
и проморгал жизнь солнечную и водяную.

Этим летом поэт ранен последней любовью (это качество любви или предчувствие скорой смерти?), поэтому не загорал и не купался?

А чего стоит этот, вполне наглядный, образ:

а пред глазами шаров золотых спицы.

СПИЦЫ ШАРОВ! Тригонометрия отдыхает…

Сложно разобраться и с назначением некоторых авторских “парадоксов”, по-видимому, организованных сознательно:

Смеркается, а воздух светом полн.

Почему “а” (чтобы избежать “но”, или “и”?)

Смерзается, но связи рвутся, рвутся.

Почему НО? Какие именно связи имеет в виду автор?

А чуть ниже читаем дополнение к “световому” парадоксу:

В пейзаж безлиственный вглядеться, как во тьму.

Так же в теле стиха обнаруживаем:

но прав и я — светающий, горячий.

Таким образом, финальные строки являются действительно выстраданными для читателя:

А воздух, словно век назад тому,
запечатлел рисунок поздней драмы
.

Драма – в полном смысле этого слова – разворачивается в мозгу читателя во время преодоления авторского конфликта света и тьмы.

Однако, крепись, читатель! Конфликт ещё не исчерпан.

Следующий стих представляет собой уникальное сочетание удивительных находок, достойных “стихотворения в одной строке”

Царапает крик шиповника красный дом.
Черепичные воспоминания кружатся возле.

*

Вавилонские башни вечно проходят мимо.
Что под веслом — сроки или стихи?

И окололитературных корявых конструкций:

Я должен в ночи... как будто мне света нет,
как будто нету мне солнечного совета.

*

Бурые камни грозный являют бред,
заляпанный тьмою, как черновик жизни поэта.

А кто из читателей может похвалиться тем, что может представить

Плеск снега по крышам.

Или – вслушайтесь!

Засну под плеск твоих волос,

Видимо, это признак творческого мышления автора.

То же мышление готово

У пеших соловьев учиться.

И, буквально рядом,- пронзительное

Жизнь представляется как снимок моментальный,
вот только обгорел с угла.

В нижеприведённом предложении режет слух неоправданная со смысловой точки зрения тавтология:

я вас любил и поименно знал я всех:

ведь смысл сказанного ПОЛНОСТЬЮ исчерпывается словами Я ВАС ЛЮБИЛ И ПОИМЁННО ЗНАЛ;

учитывая предельную свободу автора в ритме-размере (количестве слогов в строке и их ударности) – такая тавтология вдвойне небрежна…

Ещё вопль… о НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ. Что нового даёт стиху КАЖДОЕ слово (тем более предложение, тем более строфа?). Может ли смысл выжить без него?

Попробуем отыскать смысл-откровение во фразе:

Так кочуем, понимая,
что живем — не умирая.

Что пытается доказать автор? Что мы, кочуя, не теряем способности понимать, что живём? Да не просто так себе живём, как какие-нибудь млекопитающие, а именно – не умирая?

И ладно бы можно было отказать автору в мышлении да и успокоиться.

Читаем в соседнем стихе (вероятно, ту же мысль, выраженную конструктивно и ярко!):

Там поздно жить и умереть нельзя.

Итак, позади подборка. Многократно перечитанная и “разложенная по полочкам”: сюда – находка, сюда – чахотка, она всё же остаётся жить в памяти. Может быть, не строфами, которые с первого раза прилипают к памяти. Может быть, не строфами, которые заставляют плакать. Автор в поисках выразительных средств пока бьётся в рамках черновика, но он – ИЩЕТ! Ищет больно, ярко, одушевлённо. И дай же, муза, чистой бумаги и света!

P.S.

Три слова, которые врезаются скальпелем, оставляя рану, открытую органам чувств и… мухам…

“логос мой осиянный”

назад к оглавлению

Обнинск перевозка спецтехники перевозка спецтехники Обнинск
Hosted by uCoz