назад к оглавлению

Ольга ВАЛЕНЧИЦ ©

Оттиски Чувств

о сборниках стихотворений Елены Петуховой
"Одиночество" и "Сублимации любви".

           Елена Петухова проступает сквозь свои стихи, словно многослойная история человечества - по весне. В парадоксальном сочетании возвышенного трепета и токсикозной мути; среди полуразложившихся оттисков чувств - и чувств подснежника, пробившего грязный наст...

           Чтение её текстов непросто, беспокойно, неоднозначно. Яркая индивидуальность ("надсоциумность") автора очевидна, перо интуитивно и бесстрашно. Вместе с тем не достаёт (о, блаженные недостачи!) требовательности автора к... причинам рождения слов.... Рядом с цельно-кроенными образами, где нет ни одного лишнего стежка (Почти целиком цикл "ОДИНОЧЕСТВО" с кульминационными "Раком", "Два пальца в рот", "Детки в клетке", "Найти себя", "Дочки-матери", "В партере"...), размещаются речевые самообнажения. Не те острые спазмы сознания, из которых рождается человеческое страдание - но обнажения "обидок", "разочарованок", "потерек-потерищ" девочки из того самого общества, что кокетливо гарантирует индивидуальности одиночество... ("Удары наносить надёжней в спину"; "Но ты коварней" - почти провальное четверостишие после двух жёстко, до немоты кричащих о себе... "Любил" - вы сказали, теряя меня", "В моих мечтах ты идеален", "Конфетный принц"...) И тогда хочется "хлопнуть книгой" и встряхнуть Лену за плечи: КАК, как можешь ты снижать температуру своего видения мира, девочка?! Снижать её до банального "Поэтам", до риторичной "лжи" в строке

           С душ друг друга отдирать
           лжи коросты

           Среди явных достоинств автора - искренность, острота, афористичность, "сцепление" с читателем. По прочтении циклов - кластеров образности - происходит "втягивание". Любопытно, что те же стихи, находясь в "одиночестве" (да простит Елена "критику" экспериментальную прогулку по лит. сайтам, где она представлена) - не дают такого эффекта; а порою вызывают прямо противоположный - рефлекторного отторжения. Не связано ли это с психологической неоднозначностью тем, многие из которых за границей обыденного сознания, требуют соответствующего настроя, вслушивания, "разогрева".

           Поэзия не обязана быть понятой. Субъективность "сочинения" и "прочтения" - высшее благо поэзии, бежать которого глупо... Что не даёт нам права на снижение нерва; на бабье "почём страданье, если оптом". Поэзия похожа на "гиперболоид инженера Гарина" - фантастический луч, который одни справедливо считают бредом, другие - "копьём в будущее", третьи - лекарством от душевного краха со множеством побочных эффектов для разума... Похоже, для Лены поэзия пока является лекарством ("сублимацией"). Но это не окончательно: слишком велик потенциал "крыльев", слишком мало страха в глазах "птенца"...

назад к оглавлению

Спешите жалюзи Москва производство . прозрачная пленка
Hosted by uCoz