назад к оглавлению

Анатолий ЯКОВЛЕВ

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

(из книжки "Трое и Дурак")

Одолел на досуге следующие книги: про Белинского, про Тургенева, про Огарёва и даже про Гейне – всё из серии “Такой-то в воспоминаниях современников”. В памяти отложились следующие сведения и - мысли по поводу:

Молодому Белинскому в гостях показали дешёвый роман, иллюстрированный, в целях подогрева интереса публики, скелетами. Кто-то спросил Белинского, читал ли тот эту книгу и интересна ли она. Белинский с жаром вскричал: “Как же она может быть неинтересной?! Видишь – кости!..” (Может, он держал в голове, что Пушкин – скелет русской литературы?)

Белинского выгнали из университета по предписанию врачебной комиссии заключившей, что Виссарион Григорьевич – неспособный к учению. (Иначе говоря, русскую литературу судил дурак? Вот они, корни тенденции…)

Огарёв и Герцен, бывая в гостях пили жжёнку (поджигали в супнице коньяк, плавили в нём сахар и тушили шампанским) стаканами. Причём рано наутро Герцен наносил визит в тот же дом и похмелялся остатками из бокалов, а Огарёв не ходил и не похмелялся. (Современники вообще считали Огарёва человеком безвольным).

Огарёв на дружеских пирушках кричал, что хочет стать пролетариатом. Наследовав родовое имение, Огарёв дал крестьянам волю, чуть не силою заставив тех выкупить барские угодья за 400000 рублей серебром. После чего стал энергически проматывать вырученные средства. (Видимо, чтобы скорее приблизить час своего пролетарства?)

Огарёв из ссылки увлечённо писал друзьям, что им разработан способ определения веса электричества. (Наверное, именно после этого Огарёв сетовал на задержку ответной корреспонденции)

Про Гейне Карл Вильгельм Везерман вспоминает, что тот “имел рост 5 футов 3 дюйма; ниже среднего роста”, а Левин Браунхард, что “он был скорее высок, чем коренаст”. (Из чего можно сделать два предположения: либо Карл был ЛЕВИафан, а Левин – КАРЛик; либо Гейне умел в каких-то своих целях менять размеры – что более вероятно)

У Гейне и Огарёва были очень похожие жёны: жена Гейне была дура, зато верная, хотя современники считали её кокоткой; а жена Огарёва была умница, зато гулёна, хотя современники считали её воспитанной женщиной. (Т.е. в сумме мемуарных характеристик в обоих случаях выходит – ноль.)

Русские “нигилисты” за границей называли Герцена и Огарёва тунеядцами. (Видно, не настоящие они были нигилисты – настоящие нигилисты отрицали бы всё; в том числе и то, что Герцен и Огарёв – тунеядцы!)

Тургенев любил пригласить друзей и знакомцев на обед, а сам отсутствовать. На что Белинский со смехом восклицал: “Вот так задал нам фестиваль Тургенев!”. (Бедный, великодушный, голодный Белинский!..)

* * *

Затеял прокомментировать великих и задумался: не задумывались, каким естественным и, следовательно, не безобразным образом (ну, помимо ветра) разносятся по свету семена прекрасных растений? Способом, приятным на (самый изысканный природой) вкус!

"Меткая мысль, как слива, не съеденная свиньёю - не взойдёт косточкой ростка древа познания". ("меткая" мысль Автора).

То бишь, чтобы прокомментировать великих, их следует переварить. Так что не обессудьте и не побрезгуёте простотой, довольной на недовольных мудрецов… Итак:

Творец может дать своему творению только те свойства, которыми он сам обладает. (Д.И. Писарев).

Значит, романист должен быть толст, а юморист – безбород?

Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, даже вопреки своей воле. (Гёте).

О, подневольный любимец старухи-барыни, лохматый утопленник Тургенев! О, приятель бандерлогов Киплинг!

Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного. (К.Г. Паустовский).

Писателями могут быть только Эйнштейн, Моисей и соседка-сплетница?

Талант – это только огромное терпение. (А. Франс).

Конечно, если на Парнас – очередь, как в уборную, где вечно “занято!”.

Литература для меня – то же поле боя. (С.М. Степняк-Кравчинский).

Один в поле не воин… И Степняк с Кравчинским это знали.

Дарование в человеке есть бриллиант. Отыскав его, надобно тотчас очистить и показать его блеск. (А.В. Суворов).

Оценщику в ломбарде?

Талант – это тот, кто проявился, когда следовало. Гений – это тот, кто проявился раньше, чем ожидали. (П.А. Павленко).

Незваный гость – хуже гения?!

Делать то […], что другим кажется трудным – это талант, делать то, что является невозможным для таланта, - гениальность. (А. Амиель).

А делать то, что является невозможным для гения – верная дорога в СП.

Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Т. Эдисон).

Ложка дёгтя в бочке мёда?

Гениальность – это необыкновенный дар выносливости. (Ж. Бюффон).

Гениальных спринтеров не бывает?.. А, чёрт побери, Лермонтов?!

В искусстве на одного даровитого человека приходится тысяча посредственностей. (Бальзак).

Трутни матку кормят!..

Писатель должен сам создать себе свой язык. (Ж. Ренар).

И перво-наперво написать его учебник!

Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека. (М. Лютер).

“Шумел камыш, деревья гну-улись…” Эх, да не томи, разливай!..

Поэзия – самая величественная форма, в которую может облечься человеческая мысль. (А. Ламартин).

А проза – самая количественная!

Только то есть поэзия, что делает меня чище… (Р. Эмерсон).

“Мойдодыр”??!

Молодые поэты льют много воды в свои чернила. (Гёте).

Чтоб на дольше хватило! Кому, как не Гёте-долгожителю знать?!

В поэзии остаётся лишь то, что написано кровью. (П. Неруда).

Есенинское “До свиданья, друг мой, до свиданья…”?

Критик – это человек, который умеет читать и учит этому других. (Ш. Сент-Бёв).

Кому и Гомер – “ма-ма мы-ла ра-му”…

Народ – единственный критик, чьё суждение имеет цену. (М. Твен).

К сожалению, мы – единственный народ, чьё суждение подвергается критике…

Причёсывание произведений литературных вошло в повадку, и каждая редакция стала похожа на парикмахерскую. (М.М. Пришвин).

А вот он, Пришвин, принципиально непричёсанный: у него не “вошло в обыкновение”, а “вошло в повадку”!

Живая неудача лучше мёртвого шедевра. (Б. Шоу).

“Живой труп” лучше “Мёртвых душ”?

Нагромождение фактов – вернейший признак умственного бесплодия. (Бальзак).

…работника статистического управления.

Книга хороша, если автор говорит всё, что должно, только то, что должно, и так, как должно. (Аристотель).

Оч-чень хороши книги советских писателей!!

…ну и, на десерт – снова Авторское и – бесповоротное: "Литература - это неспособность к устному народному творчеству".

назад к оглавлению
Hosted by uCoz