по поводу подборок стихотворений
"
и
"
Известно: не бывает "женских" стихов, как не бывает и "мужских". Бывает просто Поэзия. Поэтому та же Цветаева, к примеру, для нас - поэт, а не "поэтесса" (уютное словцо, ассоциирующееся почему-то с бурно и бесполезно - если только, не "красоты" во имя) цветущей геранью на бюргерском подоконнике, со всех их немецкими "три К".
Но стихи наших авторов - именно поэзия... женская. "Удельные княжества" литературы, частоколами и рвами отделённые от потопов, ураганов и прочей стихии Поэзии "большой".
Считается, поэт говорит всему миру. Наши авторы предпочитают беседовать с собой. Это не плохо - все мы, как водится, глины одного замеса. И наше "внутреннее ухо" всегда готово откликнуться на чужой "SOS". А сердце -сопоставить чужие беды-радости со своим, глубинным.
Только вот вопросы авторы задают всё больше риторические, и потому - сами по себе - ответы:
И создан мир для нас не нами... (Ж.Волошина)
Да, говорят, бывает ложь свята... (Ж.Волошина)
Потому, что я - твой, ты - моя... (Ж.Волошина)
Ты - однодневка, бабочка моя. (Ж.Волошина)
Зачем встречаются люди
На этой огромной земле (К.Крымская)
Мы разные такие,
Как небо и земля. (К.Крымская)
Авторы будто сознательно "клишируют" своё "поэтическое зрение".
Что это? Боязнь искренности, без которой поэзия мертва по определению?.. Вспоминается есениское: "быть поэтом, это значит то же, то и правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души..."
Я не о многочисленных опытах "поэтического" психоанализа - стихах, выплёскивающихся по принципу "излечи себя сам". Впрочем, подобным автором такая форма сублимации иногда помогает. Жаль, что кроме самих авторов она никому не интересна, за исключением любителей порыться в чужом белье.
Впрочем, к нашим авторам - Волошиной и Крымской, это ни в коей мере не относится.
Волошина много говорит о себе - и не говорит... почти ничего.
Прошу, замри, не говори, не лги,
Не отравляй ты тишину словами.
Твои слова не могут нам помочь,
Ведь в них нет правды, только ложь. (Ж.Волошина)
"Не говори" - что? "Не лги" - о чём? Намёки, намёки... А ведь чувствуется, что за процитированными строчками стоит что-то больное, и, возможно, главное для автора - и хочется приоткрыть дверцу его внутреннего мира - возможно, сделать счастливое открытие Личности, - но он, этот мир, наглухо заколочен литературными штампами и "пробросами" смысла.
Сгорели крылышки, осыпалась пыльца,
Не видно юного, прекрасного лица.
Ты все узнала, все круги прошла,
Но никому такая не нужна. (Ж.Волошина)
Волошина даже в самых определённых своих стихах прячется под маской аллегории - бабочки, например... Более того - под маской лирического героя - мужчины! Сорвите же маски - маскарад бывает забавен - но читатель рискует так и не узреть вашего подлинного поэтического лица. Читатель вздрагивает, лишь когда ему смотрят глаза - в глаза.
Ведь внутренний мир того же Есенина, к примеру, узнаёшь по стихам гораздо ближе, чем по многотомным "воспоминаниям современников"
В противовес цитатам из Волошиной нельзя не остановиться на строчках Крымской:
И мы ведь с тобой неслучайно
Касаясь, друг друга рукой
Забудем сегодня нечаянно
Забудем о жизни другой. (К.Крымская)
или:
Как хочется стать снегом
И лечь к твоим ногам.
Растаять на ладошке
И грустно целовать,
Но все к тебе дорожки
Заснежены опять. (К.Крымская)
или - несколько "несделанное", но такое звонко-женское:
Хочу я поклонения
Улыбку не тая
Я выше сновиденья
Я яркая звезда. (К.Крымская)
или вот это многомерное, "перпендикулярное", афористичное:
Я песнь о храбрости пою
Вкушая горечь славы... (К.Крымская)
Это уже почти поэзия, открытая всем ветрам значений и смыслов - и в то же время искренне-авторская. Автор ещё только "нащупывает" "грани жизни", но уже открывает их в себе...
И тут же - утомительные рифмованные констатации состояния природы, почти климатические сводки, напрочь лишённые образности и "угла" авторского зрения:
В чернеющее небо
К далеким берегам (К.Крымская)
Красиво? Возможно. Но простоватой красотой позапрошлого века.
Говорить же о "поэтической технике", заниматься, что называется "ловлей тараканов" мы не станем. Потому что, по меньшей мере это неинтересно (как неинтересна прогулка по весеннему полю, ещё не оперившемуся цветами) - да, и не этично это по отношению к покуда лишь ищущим себя авторам. Иногда приходится быть джентльменом, чтобы неумным и неуместным "стёбом" не погубить нежные ещё ростки.
Авторам просто нужно сделать капитальную уборку своих "удельных книжеств" лирики, для которой средствами, надежнее всякого "Комет" и иже с ним могут стать поэтическая антология, обогащённая, но не отягощённая теоретическим материалом - увлекательное чтиво для начинающего поэта, полное примеров и открытий, а именно: "Мысль, вооружённая рифмами" Холшевникова; "Русская рифма" Самойлова - и тому подобная "душеспасительная" литература.